Что такое эффект Розенталя

Как чужие ожидания формируют наше реальное поведение

Услышав однажды оценку своих действий от посторонних людей, мы можем создать уникальный паттерн поведения, который будет полностью соответствовать чужим ожиданиям. Такое явление в середине 1960-х впервые было описано американским психологом Робертом Розенталем. Как работает эффект Розенталя и к каким последствиям он может привести?

Теория «самосбывающегося пророчества»

Эффект Розенталя вряд ли был бы полноценно изучен без участия американки Ленор Джейкобсон. В 1963 году она занимала пост директора начальной школы на юге Сан-Франциско и уже несколько лет состояла в переписке с психологом Робертом Розенталем. В одном из разговоров они затронули тему школьного образования и вместе разработали гипотезу, согласно которой высокие ожидания учителей могут влиять на успеваемость учеников.

Проверку этой идеи организовала в школе сама Джейкобсон уже через несколько месяцев. Вместе с Розенталем они провели тестирование, чтобы измерить уровень IQ школьников. Не называя конкретных результатов, они сумели объяснить педагогам, что некоторые из учеников обладают высокими интеллектуальными способностями и могут добиться особых успехов в учебе. Спустя некоторое время Джейкобсон и Розенталь вновь повторили тестирование на IQ в том же самом классе: оно показало, что отобранные ими случайным образом дети, которые были рекомендованы учителям, заметно улучшили свои результаты. Таким образом, совместная теория подтвердилась, — так появилось теоретическое понятие «самосбывающегося пророчества», то есть условного предсказания, которое в конце концов становится реальностью. Эта идея позднее была развита социологом Робертом Мертоном: она гласила, что если человек определяет ситуацию как реальную, то она становится реальной по своим последствиям, независимо от того, насколько она действительно реальна.

Подарок от Афродиты

«Эффект Розенталя — это психологический феномен, при котором наши ожидания по поводу чего-либо могут влиять на реальные последствия, провоцируя таким образом их самоосуществление», — объясняет это явление клинический психолог, автор научно-образовательного проекта «ПостПсихология» Андрей Гасан. Именно в честь Розенталя эффект был назван уже позднее: сам исследователь изначально называл его «эффектом Пигмалиона». Такое обозначение он использовал, вдохновившись одним из древнегреческих мифов о скульпторе Пигмалионе, который создал из слоновой кости статую женщины и безответно влюбился в нее настолько сильно, что сумел уговорить богиню любви Афродиту оживить ее. Впоследствии Пигмалион женился на ожившей статуе.

Нарушение пищевого поведения: как избавиться от пищевой зависимости

Эксперимент в школе Сан-Франциско был отнюдь не единичным случаем, подтвердившим теорию Розенталя и Джейкобсон на практике. Одно из других исследований показало, что создавать самосбывающиеся «пророчества» могут не только учителя, то есть те, кто имеет больше власти и авторитета, но и сами школьники. «В ходе отдельного эксперимента учителя находились в классе с детьми, которые были заранее проинструктированы быть внимательными или, наоборот, невнимательными к занятиям. Те учителя, с которыми дети были сосредоточены и послушны, оценивали свои преподавательские навыки как более высокие», — рассказывает Андрей Гасан. 

Верить своим убеждениям 

Механизм эффекта Розенталя обусловлен самим процессом работы нашего мышления. Человеческая психика — самоподдерживающийся конструкт: для нас критически важна потребность в непротиворечивой картине мира.

«В основе такой особенности лежит когнитивное искажение, предвзятость подтверждения. Его суть состоит в том, что человеку свойственно искать и обрабатывать информацию в соответствии с имеющимися у него убеждениями», — поясняет психолог.

Человек непроизвольно придает особую ценность тем сведениям и данным, которые согласуются с его собственной точкой зрения. «К примеру, есть человек с негативным убеждением: он считает себя неинтересным, боится общаться с коллегами по работе. Эти убеждения рано или поздно начинают влиять на его поведение: он старается быть незаметным, сидеть в углу, избегать контакта, чтобы не вызвать у кого-то желания с ним поговорить. Таким образом он пытается избежать нежелательной и стрессовой ситуации общения», — говорит психолог. Подобный паттерн поведения в данном случае приводит к тому, что окружающие в самом деле перестанут взаимодействовать с таким человеком, начнут отдаляться и воспринимать его именно таким, каким он видит сам себя «благодаря» собственным негативным убеждениям. Их действия в конце концов лишь подтвердят его личное мнение и самооценку. 

Далеко не всегда и не обязательно эффект Розенталя может давать негативные последствия.

В некоторых случаях он действительно рискует привести к негативным результатам для того, кто получает «пророчество», в других же может лишь подталкивать к положительным изменениям и итогам. Предугадать, каким именно будет эффект в итоге, практически невозможно, это показывает лишь окончательный результат того или иного паттерна поведения, которого придерживается человек. 

«Свобода — это вопрос психологического здоровья»

Одним из примеров, когда эффект Розенталя оказал положительный эффект, стал эксперимент в восьмидесятых, организованный исследователями Ребеккой Кёртис и Ким Миллер. Они собрали группу незнакомых между собой студентов колледжа и разбили их по парам. В каких-то из них одному из партнеров заранее сказали, что он нравится другому, в других — предупредили, что не нравится. В ходе знакомства и общения студенты проявили себя в соответствии с полученными сведениями: те, кто был уверен, что нравится собеседнику, вели себя более открыто и дружелюбно, другие же были более сдержанными и критически настроенными.

От эффекта к манипуляции и насилию

Эксперимент формально подтвердил, что озвученные «пророчества» не только формируют особый стиль поведения его «получателя», но и приводят к нужному результату: те, кто считал, что нравятся своему партнеру, в конце общения начинали действительно нравиться гораздо сильнее, чем те, кто якобы испытывает антипатию. Этот феномен распространяется почти на все сферы нашей жизни, начиная от веры в паранормальные явления и заканчивая подтверждающимися стереотипами. «Так называемая «угроза стереотипа» возникает тогда, когда человек настолько сильно напуган возможностью подтверждения своего негативного стереотипа, что действительно начинает хуже вести в той области, которая подвержена стереотипам, таким образом, подтверждая его. Очевидным примером может служить женщина, которая настолько осознает и верит в стереотип «женщины за рулем», что ее вождение заметно ухудшается, когда она везет пассажира-мужчину», — резюмирует Гасан. 

В определенной мере эффект Розенталя может встречаться и в личных отношениях между людьми — например, в форме психологического насилия.

«Газлайтинг — это форма насилия, при которой манипулятор отрицает произошедшие факты, пытается заставить партнера сомневаться в собственных воспоминаниях и самом себе. Газлайтеры любят искажать факты, изменять детали, отрицать что-то случившееся и обвинять жертву во лжи. С течением времени жертва в самом деле начинает сомневаться в себе и часто остается со сломанной самооценкой», — приводит пример психолог. 

Этот же эффект прослеживается и на социально-общественном уровне. «Пропаганда, идеология, СМИ — области, которые манипулируют подобными механизмами», — комментирует Гасан. Одна из особенностей воздействия на широкую общественность состоит в том, что транслируемая информация, как правило, является уже организованной, структурированной и отфильтрованной. Иными словами, аудитория получает от медиа уже готовое представление о каком-либо социальном явлении, в котором аудитория находит подтверждение полученным данным и в своей обыденной жизни, — это социально-психологическая проблема, которая заставляет нас задуматься о том, насколько в современном обществе человек в состоянии сам сформировать свое представление о мире и какой этот мир на самом деле: реальный или лишь выдуманный общественными конструктами.

Источник

Напишите комментарий (без регистрации)