Основа счастья — дисциплина

дисциплина

В восточных философских школах часто встречается постулат о том, что основа счастья — дисциплина. Слово «дисциплина» ассоциируется, в первую очередь, с неким распорядком дня, установками от родителей: «Сначала уроки сделаешь, потом гулять пойдешь, и чтобы дома был ровно в 21.00» и так далее. Как дисциплина может быть связана со счастьем? Об этом наш сегодняшний разговор с Дмитрием Троцким.

— Дима, как дисциплина может помочь стать счастливым человеком?

— В восточных школах под дисциплиной подразумевают, в первую очередь, не некий распорядок дня или выполнение комплексов физических упражнений, а ответственность за свои чувства, мысли, слова и действия. Быть дисциплинированным человеком — значит, понимать и одновременно контролировать то, что я чувствую, думаю, говорю и делаю. Такая дисциплина дает способность в моменте осознавать, что со мной происходит и что нужно делать прямо сейчас.

Проблемы, любые несчастливые события — от заболеваний, финансовых проблем до чьей-то смерти — созданы только для того, чтобы показать, с одной стороны, те области жизни, которые нам не подвластны, но одновременно указать на тот образ мышления и поведения, который нам подвластен, который можно и нужно менять.

Когда мы попадаем в негативную историю, то быстро начинаем перезагружаться, переосмысливать, видеть себя со стороны. Пусть это длится недолго, но некоторым и этого достаточно, чтобы выстроить новую линейку мышления и поведения. Негативные ситуации подталкивают нас к некой ответственности, к дисциплине.

Дисциплинированный человек ясно понимает, чем он наполнен в данный момент времени, какие у него чувства, какие в голове мысли, откуда они появились и, соответственно, какие действия он должен совершить, опираясь на свое внутреннее состояние. Если человек действует в этом состоянии дисциплины, то автоматически по образу и подобию вся Вселенная начинает подхватывать эту гармоничную модель и выстраивать по этому образцу пространство, обстоятельства для этого человека. Поэтому и важна дисциплина.

— Получается, дисциплина — это способность человека каждый момент времени ощущать некий импульс, куда направляют его сейчас мысли и чувства?

— Да, способность меньше, чем за мгновение осознать свое состояние и совершить или, наоборот, не совершить какое-то действие, основываясь на нем. Дисциплина — это способность контролировать свои состояния, отдавать себе в них отчет.

платформа для краудфандинга

На тренинге часто бывает, что человек начинает свое предложение с «нет», а потом повторяет то, что только что было сказано, слово в слово. И затем у нас с ним такой диалог:

— А зачем вы сказали «нет», если затем повторили то, что я только что сказал?

— Да, действительно, зачем я сказал «нет», ведь я не собирался это слово говорить, — удивляется мой собеседник.

То же самое происходит с людьми, которые на повышенных тонах начинают говорить друг другу гадости. В этот момент они абсолютно не контролируют словесный поток, который из них льется. Поэтому я говорю: не слушайте, что вам говорят люди, делите все на десять, потому что они не отвечают за свои слова.

Если вам нагрубили, это не означает, что вы плохой человек. Это означает, что у нагрубившего человека недисциплинированный ум, слова вылетели у него автоматически, и буквально через полчаса он уже, возможно, и не вспомнит, что вам сказал.

— Помнишь, у нас на тренинге была ситуация, когда женщина начала говорить, и было ощущение, что она на зал наезжает: «Да вы, да че, да вообще, да блин, сейчас я вас всех…». Все вжались в стулья, не понимая, что происходит. Ты смотришь на нее и говоришь: «Наверное, ты хочешь сказать, что тебе сейчас больно, что ты переживаешь…». Она: «Ну да, я же так и говорю!». Ты отвечаешь: «Да, только знаешь, все остальные поняли, что ты нас сейчас всех порвешь на британский флаг! Как будто мы все в чем-то виноваты».

— Да, это почти у каждого так: человек остается непонятым, потому что не может донести, что чувствует и думает, не может согласовать между собой чувства, мысли, слова и действия, все в разнобой.

Сейчас снимают много фильмов про зомби, они на 100% отражают современную действительность. Практически каждый ходит, погруженный в какое-то свое кино, в свою реальность. Размышляет о том, как все должно быть, что уже было и что будет, чего я хочу. Он отсутствует в настоящем моменте, отсутствует в собственной жизни, всеми его проявлениями во внешней жизни управляет автопилот. Автопилот — это набор привычных автоматических реакций на разные события и людей. На одних и тех же людей, на подобные ситуации мы реагируем каким-то привычным способом.

Вот для таких людей, которые не отдают себе отчета в том, что происходит прямо сейчас, не управляют своими реакциями, и придуманы боль, несчастье, трагедии, смерти. Они заставляют хотя бы на секунду перезагрузить компьютер, возвращают человека к реальности, к осознанности.

Привычка отсутствовать в настоящем моменте начинает формироваться где-то в прошлом, в детстве, а потом все больше и больше набирает силу, потому что никто не обучает обратному процессу — от думания переходить к чувствованию, затем от чувствования к некоему осознанию природы всех вещей.

— Расскажи, пожалуйста, каким образом внешние обстоятельства помогают нам научиться дисциплине?

— Вот, например, болезнь привязывает человека к дисциплинированному образу жизни, распорядку дня. Таблетки нужно пить строго по времени, каждые 40 минут ходить полоскать горло, придерживаться какой-то диеты. Как только человек начинает соблюдать некую дисциплину, он в прямом смысле слова влияет на пространство, формирует новую реальность, в которой он вылечивается. Дисциплина возвращает человека в настоящий момент, фокусирует его внимание на том, что он делает прямо сейчас.

Или вот женщина мне написала, что развелась с мужем, есть маленькая дочка, обстоятельства вынудили вернуться жить к маме. Раньше в их отношениях с мамой был бесконтрольный хаос, она себе позволяла маме хамить, унижала ее, не фильтровала слова, про выражение чувств вообще не говорю. Но сейчас жизнь заставила эту женщину вернуться к маме и начать все с нуля, с разбитого корыта. Теперь она заново учится коммуницировать с мамой, подходит более осознанно.

Лень — не порок: почему человеку необходим отпуск

В сказке Пушкина про золотую рыбку у старухи был недисциплинированный ум. Когда рыбка начала одно за другим исполнять ее желания, старуха получила и новое корыто, и новый дом, и новый социальный статус. Если контролируемый ум — это как газ в конфорке, на нем можно готовить, то неконтролируемый ум — это как лесной пожар. У старухи был недисциплинированный ум, и «я хочу, хочу, хочу» привело ее обратно к разбитому корыту. «Хочу, хочу» — это не просто желания, потому что за каждым «хочу» стоит целый умственный концепт.

— Как всегда, у нас есть два варианта — дисциплинирование ума через череду неприятностей, либо каким-то гармоничным способом, верно?

— Да, в первом случае нас заставляют. Как в детстве сначала заставляют чистить зубы. Ребенок через слезы идет и чистит. Можно так и продолжать — чистить зубы только из-под палки, страдать каждый раз. В итоге зубы будут чистыми и здоровыми, но в результате череды постоянных страданий, преодолений. А можно сделать это своей привычкой — чистить зубы каждый день. Результат тот же самый — чистые и здоровые зубы, но уже без страданий. Примитивный пример, но так происходит во всех сферах жизни.

Заболело сердце, иду к врачу. Врач говорит: «Вам нужно заниматься спортом, делать каждое утро зарядку, гулять, перейти на более здоровое питание, тогда ваше сердце будет здорово». Я и так знаю, что нужно все это делать, чтобы сердце было здоровым, но начинаю, когда боль заставила. А могу делать это самостоятельно, без всяких болевых приемов.

Точно такие же законы действуют и с деньгами, и в личной жизни. В каждой сфере нужно самостоятельно начать себя дисциплинировать.

— Поэтому ты часто рекомендуешь начать какие-то изменения с ежедневного мытья полов?

— Да, на тренингах мы начинаем не с каких-то абстракций, а с конкретного вопроса: как лично ты следишь за порядком в пространстве, в котором живешь? Если ты соблюдаешь ежедневный ритуал мытья полов, то это то семечко, которое даст свои плоды в будущем, влияет на то, что будет происходить с нами в будущем. Если мы не отвечаем на каком-то примитивном уровне за пространство, в котором живем, даже за свое физическое тело, то о какой ответственности, о каком счастье может идти речь?

— Получается, духовные практики — молитвенное правило, медитации и т.д. — это тоже дисциплина, но другого порядка?

— Человек, который сбился с пути, путем молитв, медитаций, каких-то других практик должен вернуться на свое место под солнцем. Есть такие люди — но их единицы — которые находятся на своем месте, люди с дисциплинированным умом, у них каждое действие, любой разговор будут рассмотрены как медитация, как молитва.

Не зря говорят, что для Мастера нет никакой разницы — мыть посуду, медитировать или читать молитву, все три действия он совершает с одинаковым посылом. И первое, и второе, и третье он делает как подношение Богу.

Болезнь — «Бог лечит знаниями»

Но когда мы говорим про духовную практику, это то, что нужно делать постоянно на протяжении долгого времени. Пишут: «Вот мы делали ритуал, ничего не поменялось». — «Как часто вы его делали?» — «Один раз». Если вы хотите сделать один ритуал, какую-то практику в течение 15-20 минут и потом счастливо жить всю жизнь — так не бывает. Если человек молится пять минут на Новый год, а потом хочет весь год прожить счастливо — так тоже не бывает. Нужно сделать это постоянной практикой.

— Дима, но в любом случае получается, что дисциплина предполагает применение силы воли. Нужно преодолеть, заставить себя начать что-то делать на постоянной основе — будь то ежедневное мытье полов, молитва, умение грамотно распределять время между работой и отдыхом. Но при этом сейчас часто говорят, что нельзя себя заставлять, нужно делать то, что нравится. Как быть?

— А кто понимает разницу между «нравится» и «хочу»? Нравится — это я делаю что-то полезное для кого-то другого и от этого чувствую удовлетворение. Часто это путают с «делаешь, что хочешь».

В любом случае, не надо начинать со сложных вещей. На самом деле, дисциплине ума нас учат еще в школе. Там каждый день дают домашнее задание, которое нужно выполнять. Те знания, которые мы получаем в школе, возможно, никогда и не пригодятся потом в жизни, но мы просто учимся обрабатывать, систематизировать информацию.

Дисциплине ума нас учит чтение длинных текстов. Когда читаешь полноценную книгу, погружаешься в историю главного героя, концентрируешься на длительном повествовании, проживаешь с ним историю от начала и до конца. Просмотр коротких постов в социальных сетях и интернете вообще не дисциплинирует, а, наоборот, способствует расфокусировке внимания, хаосу мыслей.

Если смотреть видео, то художественный фильм. Сейчас, как правило, человеку не хватает усидчивости даже полтора часа фильма досмотреть без пауз — обязательно нужно кому-то отправить сообщение, кому-то позвонить, чаю выпить. Сложно сфокусировать внимание.

Начинайте с таких вот элементарных вещей — чтение книг, просмотр фильмов без отвлечения, какие-то простые ежедневные ритуалы.

Хочешь быть счастливым — будь им, дисциплинируя свой ум.

Беседовала Анна Кузнецова

Источник

Напишите комментарий (без регистрации)